Главная / Услуги / Лизензирование деятельности с отходами

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

В соответствии п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности» (далее – отходов) в обязательном порядке должны лицензироваться все виды деятельности, связанные со сбором и обезвреживанием отходов, включая транспортировку и утилизацию. Лицензия выдается органами Росприроднадзора.

Порядок лицензирования

Для лицензирования деятельности соискатель представляет в орган Росприроднадзора заявление, в котором указывает:

  • перечень видов отходов с наименованием, кодами по ФККО, классом опасности;
  • перечень работ по обращению с отходами;
  • реквизиты экологического экспертного заключения на документацию;
  • реквизиты санэпидзаключения;
  • реквизиты разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.

К заявлению прилагаются заверенные копии документов:

  1. Перечень отходов с кодами по ФККО и перечень работ по обращению с отходами. 
  2. Правоустанавливающие документы.
  3. Выписки из реестра или другие документы на право собственности на строения, здания, сооружения и земельные участки.
  4. Документов на законное основание приобретения специализированного оборудования и установок.
  5. Акты об исправности специализированного оборудования и установок.
  6. Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  7. Документы на право пользования или собственности специализированными транспортными средствами.
  8. Документы, подтверждающих исправность транспортных средств.
  9. Приказ о назначении ответственного за допуск к работе с опасными отходами сотрудника.
  10. Сертификаты (свидетельства) на право работы с отходами на всех причастных сотрудников.
  11. Трудовые договоры с обученными сотрудниками.
  12. Техническая документация по обработке и утилизации отходов.
  13. Для работ по размещению и обезвреживанию отходов:
-заключение на документацию государственной экологической экспертизы;
-разрешение на строительство или (и) ввод объекта в эксплуатацию при законченном строительстве.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

Для лицензирования деятельности в территориальных органах Роспотребнадзора необходимо получить санэпидзаключение о соответствии строений, зданий, сооружений, оборудования и установок санитарным требованиям. Такое заключение выдается на основании экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ». Перечень документов, предоставляемых в Роспотребнадзор и ФБУЗ «ЦГиЭ» в целом повторяет лицензионный перечень, за небольшим исключением. К пакету документов прикладывается программа производственного контроля (или её проект, если предприятие не введено в эксплуатацию), протоколы лабораторных исследований, материалы плановых проверок органами Роспотребнадзора, в том числе выданные предписания и результаты их выполнения.
 
Расчет класса опасности отходов проводится отдельно по каждому виду отходов на предприятии. При расчете учитываются следующие составляющие:
  • класс опасности (по ПДК) в атмосферном воздухе, почве,  воде водоемов I и II категории водопользования;
  • персистентность в окружающей среде;
  • биоаккумуляция:
  • процентное содержание компонента в отходе.
Класс опасности каждого вещества установлен в ФККО. Наиболее часто встречающийся класс опасности вещества по отдельным показателям определяет класс опасности отходов. Например, если основные компоненты отходов по большей части ПДК и других показателей относятся к III классу опасности, то и отходы будут относится к этому же классу.

Заключение государственной экологической экспертизы

В соответствии п.7.2 ст. 11 Закона ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» отмечено, что к такому виду экспертизы относится вся проектная документация на объекты по обезвреживанию или размещению опасных отходов. Заключение выдается органами Росприроднадзора.

Лицензируемые виды деятельности

Предприятия и организации, деятельность которых связана со сбором, утилизацией, размещением, обезвреживанием и переработкой отходов, при наличии одного или нескольких условий подлежит лицензированию:
  • при наличии специализированных зданий и сооружений в собственности;
  • при наличии в собственности специального оборудования или установок;
  • при наличии специальных или обозначенных спецзнаками транспортных средств;
  • при работе с радиоактивными отходами;
  • при проведении рекуперации, то есть возврата в технологический процесс веществ, приводящих к разрушению озонового слоя, до их захоронения.
Сбор отходов подразумевает их удаление и вывоз из мест образования для последующих действий. Под этот вид деятельности попадают организации, осуществляющих транспортировку отходов и имеющие в собственности или аренде специализированный транспорт.
Под утилизацией отходов понимается их переработка для производства продукции как без обработки (рециклинг), после технологической подготовки (регенерация), с целью извлечения полезных веществ для вторичного использования (рекуперация).
Обезвреживание — это снижение массы отходов, изменение химического состава или физических свойств (в том числе сжигание или обеззараживание в специальном оборудовании) с целью уменьшения негативного экологического воздействия.
К этому виду деятельности относятся:
  • мусоросжигательные заводы;
  • ветсанутильзаводы;
  • предприятия по переработке вторсырья.
Размещение отходов подразумевает их хранение, то есть складирование с целью дальнейшего захоронения или уничтожение и само захоронение.
В обязательном порядке лицензию должны оформить следующие предприятия и организации, размещающие отходы:
  • шламохранилища (накопители отходов производственных);
  • полигоны промышленных отходов;
  • хвостохранилища (специализированные сооружения для хранения токсичных и радиоактивных отходов);
  • полигоны ТБО;
  • горные отвалы;
  • специально оборудованные площадки предприятий для хранения отходов на определенный срок более 11 месяцев.
Временное размещение производственных отходов на площадке не считается накоплением и хранением в том случае, когда не предусмотрено специальное сооружение.

Ответственность за деятельность без лицензии

Сбор, транспортировка, обезвреживание и размещение отходов без лицензии относятся к нарушениям законодательства, за которое предусмотрена как административная ответственность, так и уголовное наказание.

Административная ответственность

При обращении с отходами за нарушение санитарного законодательства и экологических требований предусмотрен штраф по ст. 8.2 КоАП РФ в размере:
  • ИП — 30000 – 50000 рублей;
  • ЮЛ — 100000 - 250000 рублей.
За эти же нарушения предусмотрено административное приостановление деятельности на 5 суток по постановлению органов Ростпотребнадзора или Росприроднадзора и до 90 суток по решению суда.
По ст. 14.1 КоАП РФ за предпринимательскую деятельность без лицензии предусмотрен штраф в размере:
  • ИП — 4000 - 5000 рублей;
  • ЮЛ — 40000 – 50000 рублей.
Производится конфискация средств производства.
В случае, если без лицензии осуществляется та же деятельность без извлечения прибыли, то по ст. 19.20 КоАП РФ, то применяются следующие виды наказания:
  • ИП — штраф 30000 - 40000 рублей или приостановление деятельности предприятия на 90 суток;
  • ЮЛ — штраф 170000 - 250000 рублей или на 90 суток приостановление деятельности предприятия.

Уголовная ответственность

Деятельность без лицензии с причинением ущерба как гражданам, так и государству, отдельным организациям влечет уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ. Наказание предусматривает штраф до 300 тысяч рублей, арест или исправительные работы.
Если правонарушение совершено группой лиц или связано с извлечением особо крупного дохода размер штрафа увеличивается до 150-500 тысяч рублей, или до суммы трехлетнего дохода осужденного, а также принудительными работами или лишением свободы и штрафом.

Особенности лицензирования

Лицензирование деятельности по обращению с отходами — многоэтапный процесс, который требует больших временных затрат и обширных знаний как природоохранного, так и санитарного законодательства. Правовая база в этой области постоянно обновляется и совершенствуется. Принимаются новые нормативные акты, которые требуют внесения корректив в уже имеющуюся документацию. Поэтому без специальных знаний в этой области сложно пройти все этапы и инстанции и грамотно подготовить документацию на лицензирование. В некоторых случаях необходимо проводить дополнительные исследования показателей атмосферного воздуха и грунтовых вод. Во всех этих случаях привлечение специализированной организации поможет сократить временные затраты на сбор и оформление документации, получения необходимых заключений и лицензии.
Как это сделать?
Оставайтесь с нами
;